Регулировка люфта на продольной тяги газ 3309

Регулировка люфта на продольной тяги газ 3309

Регулировка люфта на продольной тяги газ 3309

Регулировка рулевого управления без гидроусилителя

У автомобилей ГАЗ-53-12, -66-11, -24 “Волга” порядок регулировки рулевого управления одинаков, что позволяет рассмотреть его на примере автомобиля ГАЗ-53-12.

Регулировка подшипников червяка. Перед регулировкой убедиться в наличии осевого зазора, для чего нужно отсоединить продольную рулевую тягу от сошки, покачать сошку рукой и определить продольное смешение вала червяка (индикатором), при наличии люфта более 0,3 мм необходимо подшипники червяка отрегулировать.

При регулировке соблюдать следующую последовательность: отпустить болты крепления крышки картера; отвернуть нижний (сквозной) болт боковой крышки и слить масло; снять нижнюю крышку картера и вынуть одну тонкую регулировочную прокладку; установить крышку на место и проверить продольный люфт подшипников червяка; если люфт не устранен, следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно под крышку и закрепить болтами; после устранения люфта вынуть вал сошки и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения. Оно должно быть не более 5-8 Н.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Собрать рулевой механизм, залить в картер масло до уровня нижней кромки заливного отверстия и соединить продольную рулевую тягу с сошкой.

Регулировка зацепления рабочей пары “ролик-червяк”. Считается правильной, если значение люфта на нижнем конце сошки при расположении колес по прямой и правильно отрегулированных подшипниках червяка не превышает 0,3 мм. Если люфт выше этого значения, то необходимо произвести регулировку зацепления с доведением люфта до нуля.

Порядок проведения проверки: установить колеса в положение езды по прямой; отъединить продольную рулевую тягу от сошки; покачивая сошку рукой, определить люфт на ее конце с помощью индикатора.

Если люфт механизма превышает 0,3 мм, необходимо произвести регулировку: – отвернуть колпачковую гайку рулевого механизма и снять стопорную шайбу; – вращать ключом регулировочный винт по часовой стрелке до устранения люфта; проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса путем вращения регулировочного винта до получения усилия поворота рулевого колеса в пределах 16— 25 Н; – надеть стопорную шайбу; – навернуть колпачковую гайку и еще раз проверить люфт на конце рулевой сошки; – вставить палец в отверстие сошки, навернуть гайку и зашплинтовать.

Закончив регулировку рулевого управления, проверить люфт рулевого колеса, который должен отсутствовать.

Рулевые механизмы, устанавливаемые на автомобилях МАЗ-500А и -5335, относятся к типу “винт-гайка”. Натяг в подшипниках указанных механизмов автомобиля МАЗ-500А регулируют изменением количества прокладок под крышкой корпуса, а у автомобиля MA3-5335 — при помощи гайки, которая контрится штифтом и стопорной пластиной.

На автомобилях МАЗ-500А, -5335 и КрАЗ-257 для уменьшения свободного хода винта следует ослабить контргайку регулировочного винта сектора и вращать его по ходу часовой стрелки до тех пор, пока зазор в зацеплении будет полностью устранен. Определить для проворачивания винта рулевого механизма момент с помощью динамометрического ключа, который должен быть в пределах 13-25 Н * м. Свободный ход при этом не должен превышать 6° при нахождении неподвижной сошки в среднем положении.

Ниже рассмотрим порядок выполнения технологических операций по проверке и регулировке рулевого управления автомобиля КамАЗ-5335. Рулевой механизм этого автомобиля принадлежит к типу со встроенным гидроусилителем, как и автомобиля ЗИЛ-130.

Особенности и ремонт рулевого механизма ГАЗ-66, ГАЗ-53

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с валом рулевого колеса, рулевой колонки и рулевых тяг. В рулевом управлении автомобиля ГАЗ-66, кроме того, имеется гидроусилитель.

Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и трехгребневый ролик.

Устройство рулевого механизма автомобиля ГАЗ-5ЗА показано на рис. 1.

По основным деталям (червяк, ролик, вал рулевой сошки, подшипники, боковая крышка) рулевые механизмы автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 взаимозаменяемы.

Ввиду того, что кабина автомобиля ГАЗ-66 опрокидываемая вперед, вал руля этого автомобиля выполнен разрезным и имеет два карданных шарнира (рис. 2).

Техническое обслуживание рулевого управления

Для нормальной работы рулевого управления ежедневно перед выездом проверять свободный ход рулевого колеса. При правильной регулировке рулевого механизма и рулевых тяг свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, на автомобиле ГАЗ-53А должен отсутствовать, а на автомобиле ГАЗ-66 не должен превышать 10˚ при работающем двигателе и 30° при неработающем двигателе, что соответствует 25 и 80 мм при замере на ободе колеса. Если свободный ход рулевого колеса превышает приведенные выше величины на 40 мм, отрегулировать рулевой механизм и рулевые тяги.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг, поэтому сначала следует проверить и, если необходимо, отрегулировать шарниры тяг.

При регулировке рулевого механизма сначала проверить правильность регулировки подшипников червяка и, если нужно, отрегулировать их.

Регулировка подшипников. Подшипники червяка регулируют при появлении осевого перемещения червяка рулевого механизма. Это перемещение на автомобиле ГАЗ-53А можно ощутить, если взяться рукой за рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, другой рукой удерживать рулевое колесо от вращения и раскачивать вывешенные колеса из стороны в сторону.

Для определения осевого перемещения червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-66 необходимо при откинутой кабине отъединить вилку нижнего кардана рулевого вала от вала червяка и продольную рулевую тягу от сошки. Если осевое перемещение червяка есть, то при покачивании сошки легко будет рукой ощутить перемещение вала червяка относительно верхней крышки рулевого механизма.

Регулировать подшипники червяка в следующем порядке:

— снять рулевой механизм с автомобиля;

— слить масло из картера рулевого механизма;

— зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера;

— снять нижнюю крышку картера;

— осторожно при помощи ножа отделить и снять тонкую бумажную прокладку;

— установить нижнюю крышку на место и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение есть, то снять нижнюю крышку, удалить толстую прокладку, а на ее место установить ранее снятую тонкую;

— вынуть вал сошки;

— проверить затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное к валу червяка на радиусе окружности рулевого колеса, должно быть 0,3—0,5 кг;

— собрав рулевой механизм и отрегулировав зацепление червяка с роликом, установить его на автомобиль.

Регулировка зацепления червяка с роликом. Зацепление червяка с роликом регулируют при правильно отрегулированных подшипниках червяка.

Для определения необходимости регулировки зацепления червяка с роликом:

— установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отсоединить продольную рулевую тягу от сошки, и определить индикатором величину перемещения конца сошки при ее покачивании.

Если перемещение конца сошки превышает 0,3 мм, то, не снимая рулевого механизма с автомобиля, отрегулировать зазор в зацеплении червяка с роликом в следующем порядке:

— отвернуть колпачковую гайку 8 (см. рис. 1) рулевого механизма и снять стопорную шайбу 7;

— вращать ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения люфта;

— проверить на ободе рулевого колеса усилие, требуемое для поворота рулевого колеса около среднего положения, и довести его путем вращения регулировочного винта до 1,6—2,2 кГ,

— надеть стопорную шайбу. Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть до совпадения. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;

— навернуть колпачковую гайку и снова проверить люфт на конце рулевой сошки;

— соединить продольную рулевую тягу с сошкой.

— отсоединить провода переключателя поворотов;

— снять защитный кожух проводов переключателя поворотов и сам переключатель;

— съемником снять рулевое колесо (рис. 3);

— вынуть пружину, распорное кольцо и подшипник верхней части рулевого вала;

— снять накладку и планку крепления рулевой колонки;

— снять сошку, пользуясь съемником;

— отвернуть винты крепления уплотнителя щитка передка у рулевой колонки;

— отвернуть гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и вынуть рулевой механизм.

Рулевой механизм с автомобиля ГАЗ-66 необходимо снимать в следующем порядке:

— снять кнопку сигнала, повернув ее по часовой стрелке;

— снять пружину и контактную вилку;

— снять пластину, удерживающую кнопку сигнала;

— отсоединить провод сигнала;

— снять накладки крепления рулевой колонки к рычагам кронштейна педалей сцепления и тормоза;

— отвернуть гайку, вынуть болт крепления нижней вилки кардана рулевого вала к валу червяка и снять с вала червяка карданный вал в сборе с колонкой и рулевым колесом;

— снять сошку, пользуясь съемником;

— отвернуть гайки болтов крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и снять рулевой механизм.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А необходимо разбирать в следующем порядке.

Слить масло из картера рулевого механизма.

Ослабить гайку болта хомута нижней части рулевой колонки, снять трубу колонии, а также опорную шайбу, пружину уплотнительного кольца, шайбу кольца и уплотни тельное кольцо.

Зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера и отвернуть болты крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и боковой крышкой.

Снять верхнюю крышку картера с верхним подшипником и прокладками. Снять нижнюю крышку, нижний подшипник с прокладками, уплотнительное кольцо вала с пружиной и шайбой, вынуть рулевой вал.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 разбирают аналогично. При этом обратить внимание на то, что широкое кольцо подшипников червяка установлено со стороны верхней крышки (на рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А это кольцо ставится со стороны нижней крышки).

Определение технического состояния деталей рулевого механизма. Если на рабочей поверхности червяка обнаружено отслоение закаленного слоя, то его заменить вместе с валом червяка. Червяк ремонту не подлежит.

При обнаружении на поверхности ролика трещин или вмятин его также заменить. Для этого рассверлить головку оси ролика, выбить ось и снять ролик. Затем вставить в паз вала сошки новый ролик и ранее выбитую ось и закрепить ее со стороны рассверленной головки электросваркой.

В процессе эксплуатации бронзовая втулка картера рулевого механизма под вал сошки подвержена одностороннему износу, что уменьшает запас регулировки зацепления червяка с роликом. При значительном износе втулку заменить с последующей разверткой отверстия под номинальный размер.

Рекомендуется после разборки проверить состояние и других деталей рулевого механизма.

Номинальные и предельные размеры, до которых допустим износ основных деталей, приведены в табл. 2.

Сборка и установка рулевого механизма. Рулевой механизм собирают и устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной разборке и снятию с автомобиля.

В процессе сборки регулируют подшипники червяка, зацепление червяка с роликом, как указано в разделе «Техническое обслуживание рулевого управления ▲».

При сборке рулевого вала с рулевой колонкой и рулевым колесом автомобиля ГАЗ-66 регулируют подшипники верхней части рулевого вала при помощи регулировочных шайб З‚ (см. рис. 2), которые устанавливают между торцом вилки верхнего кардана и распорной втулкой нижнего подшипника. После регулировки рулевой вал не должен иметь осевого люфта и должен легко вращаться.

Регулировка продольной тяги газ 3309

Ваш запрос на тему ремонт продольной рулевой тяги газ 3309 видео обработан. Лучшее видео ремонта и инструкции того как ремонтировать найдете только у нас на сайте. Представленные видео публикуется с фото. Приятного просмотра.

Отзывы владельца: Надежный, ремонтопригоден своими силами.Большой салон.Заводится в любой мороза (-36 тяжело но с первого раза)

Категория: Видео инструкции

Опубликовал админ: по просьбе Фейсал

Основное видео: ремонт продольной рулевой тяги газ 3309 видео

Еще видео: газ 3308 ремонт, ответы на вопросы 14

Сейчас читают про БМВ

© Ремонт иномарок и наших автомобилей 2014 – 2019 Копирование материалов с веб ресурса без согласования с администрацией сайта строго запрещено.

Для безопасной и нормальной работы автомобиля в целом и рулевого управления в частности необходимо перед каждым выездом проверять состояние свободного хода рулевого колеса. При правильной регулировке погрешность хода (колеса в положении прямого движения) не должна превышать величину в 40 мм. Если этот показатель отличается от стандарта, требуется срочная регулировка механизма.

Возможные проблемы

Распространенная причина повышенного и неправильного свободного хода – зазоры и загрязнения в шарнирных соединениях. Поэтому важное дополнительное условие качественного ремонта – дополнительная регулировка шарниров тяги.

Ремонт продольной тяги ГАЗ 3309 может также требоваться и в ряде других случаев:

  • повреждение гидроусилителя руля;
  • технический износ деталей;
  • дефекты подшипников;
  • разрушение втулок, кронштейна или ролика.

Чтобы произвести полное устранение неполадок – необходимо выяснить источник проблемы. От причины зависит дальнейший алгоритм протекания и количество необходимых действий для ремонта.

Информация для водителей или к кому обращаться за помощью

Чтобы отрегулировать передний шарнир либо привести в норму другие комплектующие, нужно снять клапан, затянуть гайку (ее параметры зависят от сложности поломки), затем – отвернуть ее на половину либо четверть оборота. Заключительные действия – установка штифта, стакана с гайкой, клапана управления и сбор детали.

Ремонт рулевой тяги ГАЗ 3309 – занятие хлопотное и ответственное. Для экономии личного времени и облегчения проблемы, обращайтесь за помощью в проверенные автомастерские. Наши специалисты профессионально выполняют работы любой сложности, подтверждая своей деятельностью слоган «качественная услуга не обязательно имеет заоблачную стоимость». Обращайтесь к нам за помощью и получайте исправные детали железного коня за минимальные сроки.

Гидроусилитель руля (ГУР) ГАЗ-3309

Рис.1. Установка гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 – сошка; 2 – шланг нагнетательный; 3 – шланг сливной; 4 – лонжерон; 5 – пресс-масленка; 6 – балка передней оси; 7 – хомут; 8 – продольная рулевая тяга; 9, 14 – пальцы; 10, 11 – шланги силового цилиндра; 12 – поперечная рулевая тяга; 13 -уплотнитель цилиндра; 15 – силовой цилиндр; 16 – скоба соединительная

Установка гидроусилителя руля показана на рис. 1 и 2. Гидроусилитель руля состоит из следующих основных узлов: клапана управления, силового цилиндра, масляного насоса, трубопровода масляного бачка и коробки с клапанами.

Рис. 2. Установка насоса ГУР и клапанной коробки ГАЗ-3309

1 – насос ГУР; 2 – трубка нагнетательная; 3 – трубка всасывающая; 4 – клапанная коробка

На двигатель с правой стороны встроен шестеренчатый насос гидроусилителя руля 1 НШ-10-ЗВЛ, а с левой стороны двигателя на кронштейне устанавливается клапанная коробе (рис. 5.7) с клапанами ограничения давления и производительности, отрегулированный соответственно на значения 8,5-9,5 MПа (9-18 л/мин.).

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Установка насоса ГУР и клапанной коробки показана на рис. 2.

Рис. 3. Бачок ГУР ГАЗ-3309

1 – крышка; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент; 4 – боковой патрубок; 5 – центральный патрубок

Масляный бачок ГУР (рис. 3) устанавливается внутри моторного отсека на передней панели кабины на кронштейне. Бачок неразборный, пластмассовый, на его корпусе нанесены метки «max» и «min», определяющие уровень масла.

Рис. 4. Силовой цилиндр гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 – гайка; 2 – уплотнительные кольца; 3 болт-штуцер; 4 – соединительная муфта; 5 – цилиндр; 6 – кольца поршня; 7 – штоке поршнем; 8 – манжета штока; 9 – сальник штока

Шток 7 (рис. 4) силового цилиндра прикреплен к кронштейну поперечной рулевой тяги, палец шарового шарнира – к кронштейну переднего моста. Шток силового цилиндра перемещает поперечную рулевую тягу, при этом осуществляется поворот передних колес.

Работа гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-3309

При движении автомобиля в прямом направлении золотник клапана управления находится в среднем положении, при этом нагнетательная магистраль соединена со сливной магистралью. При поворотах золотник смещается относительно корпуса управления, закрывая зазор между золотником и корпусом с соответствующей стороны центральной шейки золотника.

Вследствие этого масло от насоса направляется в соответствующую полость силового цилиндра, который перемещает поперечную тягу рулевой трапеции ГАЗ-3309, осуществляя поворот колес.

Движение при неработающем ГУР

При повреждении гидроусилителя руля ГАЗ-3309 необходимо закольцевать насос-бачок-клапанная коробка, соединив выход II (см. рис. 5) клапанной коробки (нагнетание) со сливом бачка ГУР.

Рис. 5. Клапанная коробка ГАЗ-3309

I – из бачка ГУР; II – клапан ГУР; III – в насос; IV – из насоса; 1 – коллектор; 2 – клапан ограничения давления; 3 – крышка насоса; 4 – клапан ограничения подачи

Для уменьшения усилия на рулевом колесе при поврежденном гидроусилителе рекомендуется слить масло из силового цилиндра и клапана. В случае повреждения силового цилиндра необходимо дополнительно снять силовой цилиндр.

Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг, снабженных шаровыми шарнирами.

Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309

ГУР (рис. 6) регулируется по длине и преднатягу в шарнирах. Регулировкой длины тяги обеспечивается установка рулевого механизма в среднее положение при прямолинейном положении управляемых колес.

Для регулировки длины продольной тяги ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции:

– Проверить и при необходимости довести до нормы давление воздуха в шинах колес, устранить возможные неисправности ходовой части (поломка листов или неравномерное проседание рессор, неисправности амортизаторов и др.).

– Установить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, путем прокатывания автомобиля по прямой.

– Отсоединить продольную тягу от поворотного рычага ГАЗ-3309, установить рулевой механизм в среднее положение поворотом рулевого вала из любого крайнего положения на три оборота и доворачивания его до совмещения риски на торце винта рулевого механизма с ребром В верхней крышки рулевого механизма (риска должна находиться внизу).

Проверить правильность установки рулевого колеса относительно рулевого механизма. Плоскость симметрии спиц рулевого колеса должна быть параллельна плоскости симметрии автомобиля (допускается отклонение не более 5°). При необходимости восстановить положение рулевого колеса его перестановкой.

– Ослабить гайку 14 (см. рис. 6) и отрегулировать длину тяги, заворачивая или выворачивая тягу 7 до совмещения оси пальца шарнира с осью конусного отверстия поворотного рычага (защитный чехол должен быть снят). Затянуть гайку 14 моментом 50_62 Нм (5,0-6,2 кг/см) и надеть на шарнир защитный чехол.

– Установить тягу, затянуть гайку пальца шарнира моментом 110-140 Нм (11,0-14,0 кг/см) и зашплинтовать.

Рис. 6. Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309

1,8- защитные муфты; 2 – сошка; 3, 13 – болты; 4 – клапан гидроусилителя руля; 5 – наконечник тяги; 6, 11, 14 – гайки; 7 – тяга; 9 – палец; 10 – проба 12 – поворотный рычаг; 15 – гайка; 16 – болт; 17 – гайка стакана; 18 – штифт; 19 – ограничитель; 20 – пружина; 21 – сухарь; 22 – стакан наконечника; 23 – наконечник шарнира

Правильность регулировки проверяется пробным пробегом по прямому участку горизонтальной дороги длиной не менее 500 м. При правильно отрегулированной длине рулевой тяги и исправной ходовой части не должно быть отклонения (увода) рулевого колеса от установленного среднего положения.

Регулировка шарниров продольной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Расшплинтовать пробку 10 (см. рис. 6) заднего шарнира и затянуть моментом 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота и зашплинтовать пробку.

– Для регулировки переднего шарнира продольной тяги необходимо снять клапан, затянуть гайку 17 стакана моменте 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота.

– Установить штифт 18, вдвинуть стакане с гайкой 17 внутрь наконечника, установи клапан управления и собрать тягу.

Стакан наконечника должен свободно перемещаться в осевом направлении на величину рабочего хода, а пальцы легко поворачиваться на сфере от усилия руки.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Снятие и разборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Отвернуть шланги от клапана гидроусилителя руля и снять хомут крепления шлангов к тяге.

– Расшплинтовать гайки 11 (см. рис. 6) крепления шаровых пальцев к сошке и рычагу поворотного кулака

– Отвернуть гайки крепления шаровых пальцев, выпрессовать пальцы из сошки и рычага и снять тягу.

– Зажать тягу в тисках, отвернуть винты крепления защитных муфт и снять муфты 1 и 8.

– Расшплинтовать и отвернуть две гайки и два болта 3 клапана управления.

– Расшплинтовать и отвернуть гайку центрального болта клапана управления и снять клапан.

– Переместив палец в сторону клапана, вынуть штифт 18 гайки стакана и отвернуть гайку 17.
– Вынуть ограничитель, пружину, сухарь, палец, другой сухарь и стакан из наконечника переднего шарнира тяги.

– Расшплинтовать и отвернуть пробку с противоположного конца тяги и разобрать. Сборку тяги проводить в порядке, обратном разборке.

Разборка и сборка поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Расшплинтовать гайки крепления пальцев поперечной рулевой тяги в рычагах рулевой трапеции и гайку штока силового цилиндра.

– Отвернуть гайки крепления пальцев и штока.

– Снять со штока шайбу штока и подушку штока.

– Вынуть пальцы из отверстий рычагов и сдвинуть поперечную тягу вдоль силового цилиндра до выхода штока из отверстия кронштейна крепления силового цилиндра на поперечной рулевой тяге.

– Зажать поперечную рулевую тягу в тисках (крышка наконечника должна быть вверху).

– Слегка вдавить крышку внутрь, чтобы ослабить стопорное кольцо.

– Тонкими плоскогубцами вынуть стопорное кольцо.

– При необходимости выпрессовать из наконечника вкладыш и заменить его. Сборку и установку поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309 проводить в обратной последовательности.

Перед сборкой рабочие поверхности пальцев, вкладышей, сухарей и опорных пят смазать тонким слоем смазки. После установки тяги на автомобиль наконечники необходимо смазать через пресс-масленки до выхода смазки из ограничительных шайб.

Разборка и сборка клапана рулевого управления ГАЗ-3309

Для разборки клапана необходимо выполнить следующее:

– Отвернуть винт крепления переходника и снять переходник.

– Вынуть опорные шайбы манжет, манжеты и золотник.

– При необходимости выпрессовать седла и запрессовать новые.

– Сборка клапана управления проводится в порядке, обратном разборке.

Проверка и регулировка рулевого управления ЗИЛ-133

Если свободный ход рулевого ко­леса превышает 25°, определяют и устраняют причины неисправности. Для этого проверяют: зазоры в шар­нирах рулевых тяг; затяжку клиньев карданного вала рулевого управле­ния и зазоры в его шлицевом соеди­нении; регулировку подшипников передних колес; натяжение ремня привода насоса гидроусилителя ру­ля у автомобилей с карбюраторным двигателем; затяжку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных ку­лаков (момент затяжки гаек шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг составляет 23—27 кгс м, рычагов поворотных кулаков 42— 48 кгс м).

При чрезмерном зазоре в шлице­вом соединении карданного вала ру­левого управления (более 5° углово­го поворота одной из его вилок относительно другой) его ремонтируют или заменяют.

Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, про­веряют, нет ли осевого перемещения рулевого колеса (колонки). Если люфт имеется, подтягивают гайку 20 (см. рис. 10.4) специальным ключом, предварительно отогнув усик сто­порной шайбы. После регулировки один из усиков снова загибают в паз гайки. Момент вращения рулевого вала, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 3—8 кгс см.

Чрезмерная затяжка гайки 20 с последующим ее отвертыванием для получения заданного момента вра­щения вала рулевого управления недопустима, так как может вызвать повреждение подшипников рулевой колонки.

Если свободный ход рулевого ко­леса после проведения указанных вы­ше проверок и регулировок остается увеличенным, проверяют рулевой механизм. Проверку ведут при от­соединенной продольной рулевой тя­ге путем измерения усилия на ободе рулевого колеса при помощи пружинного динамометра при следующих трех положениях.

Первое — рулевое колесо повер­нуто более чем на 2 оборота от сред­него положения в любую сторону. Усилие на ободе рулевого колеса должно быть равно 0,55—1,35 кгс; при этом зубчатое зацепление и вин­товая пара находятся в положении, близком к крайнему, трение в этих узлах практически исключено. Та­ким образом проверяется трение в уплотнениях, опорах вала сошки и винта рулевого управления, в упор­ных шарикоподшипниках винта.

Второе — рулевое колесо повер­нуто на 3/4—1 оборота от среднего положения. Усилие на рулевом коле­се не должно превышать 2,3 кгс; в этом положении усилие больше за счет трения в шариковой паре при перемещении шариковой гайки к сред­ней части винта рулевого управления, имеющей несколько больший диа­метр.

Третье — рулевое колесо прохо­дит среднее положение. Усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 0,8—1,2 кгс больше усилия, полученного при замере во втором поло­жении, но не превышать 2,8 кгс; при этом усилие увеличивается за счет небольшого преднатяга в зубчатом зацеплении при среднем положении вала сошки.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Уменьшенное усилие на рулевом колесе при проверке в первом поло­жении указывает на возможность ос­лабления затяжки гайки упорных шарикоподшипников, что может при­вести к тому, что автомобиль будет плохо «держать дорогу». Повышенное усилие указывает на чрезмерную за­тяжку подшипников, что может при­вести к заеданиям рулевого уцравления и преждевременному износу деталей рулевого механизма.

Чрезмерное усилие при проверке во втором положении указывает на повышенное трение в шариковой па­ре, что может привести к ее износу или поломке деталей. Отсутствие воз­растания усилия при этой проверке свидетельствует о неизбежной в про­цессе эксплуатации потере преднатяга в шариковой паре и само по себе не является отрицательным показа­телем.

Уменьшенное усилие при проверке в третьем положении указывает на появление чрезмерного зазора в зуб­чатом зацеплении, что может приводить к тому, что автомобиль будет плохо «держать дорогу». Увеличен­ное усилие указывает на чрезмерный преднатяг в зубчатом зацеплении, вызывающий плохой самовозврат уп­равляемых колес в среднее положе­ние.

Если усилия при описанной выше проверке не соответствуют указанным величинам, то регулируют рулевой механизм. Эту регулировку начинают с установления такого усилия на рулевом колесе, которое рекомендо­вано при проверке в третьем положе­нии. Регулировку выполняют на ав­томобиле при отсоединенной продоль­ной рулевой тяге. Для этого:

ослабляют контргайку 31 (см- рис. 10.3) регулировочного винта;

вращая регулировочный винт 32 за квадратную головку, регулируют зубчатое зацепление так, чтобы уси­лия на рулевом колесе соответство­вали указанным выше величинам. При этом надо иметь в виду, что при вращении винта по часовой стрелке усилие увеличивается, а при враще­нии против часовой стрелки — умень­шается;

после окончания регулировки за­тягивают контргайку (момент за­тяжки 4—4,5 кгс • м), удерживая регулировочный винт от поворота ключом за его квадратную головку;

проверяют вторично усилия на ру левом колесе, присоединяют про­дольную рулевую тягу и смазывают шарнир.

Для регулировки усилия при пер­вом положении необходимо частично разобрать рулевой механизм, для то­го чтобы подтянуть гайку упорных шарикоподшипников. Порядок этой регулировки приведен ниже в разде­ле «Ремонт рулевого механизма».

В некоторых случаях причину не­исправной работы рулевого управ­ления определяют при проверке мо­мента, необходимого для вращения вала сошки. Чем больше этот момент, тем больше затруднен возврат управ­ляемых колес в среднее положение, хотя не только он влияет на качест­во и полноту самовозврата колес.

При проверке момента вращения вала сошки на автомобиле:

отсоединяют продольную рулевую тягу, пускают двигатель и прогре­вают масло в гидросистеме руля при­близительно до 50 °С, затем устанав­ливают рулевое колесо в среднее по­ложение, оставив его свободным;

не выключая двигатель, зацепля­ют динамометр за шейку шарового пальца рулевой сошки и тянут за него в любую сторону, сохраняя угол между динамометром и рулевой сош­кой равным примерно 90°. При этом динамометр должен показать не бо­лее 60 кгс, что соответствует моменту 12 кгс • м. Если замеренное усилие превосходит указанную величину, что может явиться следствием по­вреждения или заедания деталей ру­левого механизма, последний должен быть разобран для детальной провер­ки и устранения неисправности.

В большинстве случаев увеличен­ное усилие на рулевом колесе, осо­бенно при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, объясняется износом или другим повреж­дением насоса гидроусилителя. Тс же может быть причиной увеличен­ного свободного хода рулевого коле­са при проверке его на холостом хо­ду двигателя. Происходит это вслед­ствие того, что насос не развивает полного давления и гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия.

При неработающем двигателе мо- емнт проворота сошки должен быть не более 8 кгс. Эта характеристика определяет состояние только рулево­го механизма.

Для проверки давления, развивае­мого насосом, используют специаль­ное приспособление (см. рис. 10.2), имеющее манометр 6 с шкалой до 100 кгс/см 2 и вентиль 7, закрываю­щий подачу масла к гидроусилителю.

Для проверки давления открывают вентиль, пускают двигатель, и при его работе на холостом ходу повора­чивают колеса до упора, удерживая их в крайнем положении не более 15 с. При этом давление масло должно быть не ниже 40 кгс/см 2 (у нового автомо­биля или насоса— не ниже 60 кгс/см 2 ).

Если давление ниже указанных ве­личин, то медленно заворачивают вен­тиль, следя за увеличением дав­ления по манометру. Насос, имею­щий допустимую степень износа, должен развивать давление не менее 45 кгс/см 2 ; новый насос — не менее 65 кгс/см 2 . При выполнении этих ус­ловий неисправность нужно искать в рулевом механизме. Если давление не увеличивается, то неисправен на­сос.

Когда давление при закрытом вен­тиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже ука­занной величины, то неисправны оба агрегата.

Проверку давления ведут при тем­пературе масла в бачке насоса 65— 70 °С. В случае необходимости масло может быть нагрето путем поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не более 15 с.

Авто Запчасти
Добавить комментарий